О Тебердинском национальном парке и нашей экспедиции туда в июле 2021 года
Осенью 2021 года Тебердинский заповедник стал национальным парком. Многие местные эко-активисты бьют тревогу, считают что теперь эти горы застроят отелями, их наводнят туристы… Но я думаю, что новой возможностью можно воспользоваться по-разному, и перемены не обязательно к худшему. Еще до реформы любой мог попасть в “закрытые” зоны заповедника, заплатив небольшую сумму напрямую инспектору. Просто сейчас появилась возможность делать это официально, у национального парка теперь больше возможностей пополнять свой бюджет, платить достойные деньги инспекторам за то, чтобы они хорошо делали свою работу. Другой вопрос, воспользуется ли национальный парк этой возможностью? Уверен, что если они осознают ценность природного наследия Западного Кавказа, то по крайней мере попытаются.

А пока что хочу поделиться впечатлениями от похода по редко посещаемым долинам Тебердинского заповедника в июле 2021 года с группой старых клиентов, которые давно уже стали друзьями. Это был не совсем тур - скорее экспедиция с целью… Как бы это сказать по русски? Очень сильно устать.
От Красного Карачая до Теберды
Поднимаемся вдоль р. Марка. Фото Дмитрия Лемешева
Начиналсь все очень благостно...
Мы вышли из Красного Карачая, заночевали у места впадения Малой Марки в Марку. На следующий день поднялись по долине Малой Марки и подошли к Зеленому озеру. Это была легкая прогулка по цветущим лугам.
Вид на долину Марки с места нашего ночлега. Фото Дмитрия Лемешева
А вот чтобы пойти еще выше по моренам и осыпным склонам в 45 градусов пришлось преодолеть себя. Выйдя на перевал Тогузкель (3230 м) мы увидели сизые облака плывущие в нашу сторону. Нам предстоял спуск к реке Азгек до высоты 2420 м. и почти весь этот путь мы проделали под ливнем, увидев Азгекские озера лишь мельком.
В верховьях Малой Марки. Фото Дмитрия Лемешева
Тент и платки ставили под проливным дождем. Был штормовой ветер, который к середине ночи сломал-таки мои треккинговые палки, на которых держалась конструкция тента. К счастью под утро дождь прекратился и тент стал уже не нужен.
В Азгекской долине
К обеду мы дошли до Теберды и вскоре доехали до Домбая, где приходили в себя после пройденных испытаний. Тогда мы еще не знали, что это еще цветочки…
От Теберды до Даута
Ближе к обеду четвертого дня пути мы отправились в долину Муруджу.
У реки Муруджу. Фото Дмитрия Лемешева
Браконьеры здесь бывают явно чаще туристов. Мы не видели ни медведей, ни туров… Но нас поразило цветущее разнотравье! Оно здесь просто невероятное! Надеюсь, что выпас скота здесь останется под запретом и флора сохранит свое первозданное разнообразие.
В долине Муруджу. Фото Дмитрия Лемешева
К вечеру мы пришли на удобную стоянку под альпийскими березами у речки Муруджу. Мы остались здесь на 2 ночи. Дневку использовали, чтобы сходить к Муруджинским озерам и отдохнуть хорошенько перед самым главным испытанием этого путешествия.
Поднимаемся на Муруджинские озера. Фото Дмитрия Лемешева
На шестой день мы проснулись до рассвета. Вышли как только солнце вышло из-за гор. И сразу испытание подъемом по склону в 45 градусов, поросшему высокой и очень мокрой травой. К счастью через часа полтора она стала ниже и уже успела высохнуть под солнцем. Стал открываться вид на Муруджинские озера…
01 Лезем к перевалу Назалыкол. Фото Дмитрия Лемешева
02 Ближе к перевалу стало идти легче - трава низкая и склон положе... Фото Дмитрия Лемешева
03 Вид на Муруджинские озера. Фото Дмитрия Лемешева
Еще примерно через час нудного подъема, когда мы были на высоте около 3000 метров в коллективе возникла фраза: “Погодите, а нам за это платят?” Последний рывок - и все поняли зачем мы так истязали свои тела, поднимая их на 1060 метров вверх…
Почти на перевале Назалыкол (3302 м). Фото Дмитрия Лемешева
Эта панорама верховьев р. Назалыкол. Она мне напомнила Гималаи. А когда мы спустились вниз товарищи ощутили себя, словно в национальном парке Ергаки в Сибири.
Верховья Назалыкола. Вид с одноименного перевала. Фото Дмитрия Лемешева
Подойдя к леднику мы были уже основательно измотаны, а нам предстоял еще один перевал. Тот, что мы уже преодолели, был 1А (3302 м), а нам предстояло пройти Назлы-Рынджи (3389 м), это уже категория 1Б. И погода стала портится… У одного из товарищей родилось стойкое чувство, что мы идем в Мордор.
01 Вступили на ледник Назалыкол. Фото Дмитрия Лемешева
02 На леднике Назалыкол. Здесь птицы не поют, деревья не растут... Фото Дмитрия Лемешева
03 До перевала Назалы-Рынджи (3389 м) еще совсем чуть-чуть. Фото Дмитрия Лемешева
Из последних сил мы забрались на перевал. Более выносливые товарищи пошли на перевал в обход - по снежному карнизу. У меня уже не было сил и я штурмовал его в лоб. Небезопасно - зато быстро. Камни за которые я цеплялся руками шатались и грозили упасть. Приходилось балансировать. Ни руки, ни ноги не могли найти устойчивую опору и тут пригодились навыки Контактной Импровизации…

Было сурово, трудно, но в душе теплилась надежда на хороший отдых в палатке у тихого озера - где-то там, за перевалом. Но взойдя на эти 3389 метров, я потерял надежду - внизу были лишь снежные поля, они так интенсивно таяли, что по ним и под ними буквально текли реки, тут и там срывались в долину огромные валуны камней, освобождаемые от хватки льда. Озеро внизу было окружено снегом, уже смеркалось и даже до него мы уже не успевали дойти засветло. Сил мне давала лишь сама невозможность показать уныние перед товарищами.

Спускались по огромным валунам размером 1-2 метра по склону градусов в 35. Многие валуны были живыми и некоторые даже скатывались вниз. От нас требовалась предельная собранность, состояние готовности… Мы шли с рюкзаками уже 12-ый час.

Мы спустились к безветренному ровному месту. Тут под снегом были лишь камни, никакой воды, срывающиеся со склона камни не могли докатиться сюда - так что тут было совершенно безопасно. Выслушав мнение каждого участника экспедиции я принял решение ставить лагерь прямо на снегу. Нам предстояла трудная ночь, но идти дальше в темноте при нашем уровне физической и моральной усталости было небезопасно.

Я приготовил самую вкусную еду, которая у нас была и даже достал припасенные на особый случай самые вкусные сладости…

Как же так? 15е июля - самая середина этого невероятно жаркого лета 2021 года! На утро было ощущение, что мы не спали. Хотя конечно это не так, просто холод не давал погрузиться в фазу глубокого сна. Нужно было постоянно менять позу - перемещать остывший низ наверх. Мы не были готовы к ночевке на снегу - наши матрасы от therm-a-rest прекрасны, но тут пригодились бы обычные пенки со слоем фольги.
01 Озеро Рынджи на рассвете. Фото Дмитрия Лемешева
02 Одна из наших палаток. Фото Дмитрия Лемешева
Но на утро вышло солнце. И оно придало нам сил. Мы спустились в долину Даута до примерно 2500 метров и тут было уже настоящее лето, зеленая травка, прекрасная речка… Это был рай - награда за вчерашние испытания!
01 Долина Даута. Примерно здесь мы заночевали. Фото Дмитрия Лемешева
02 Здесь пастухи пасут коров, к своим домикам они провели аузиковую дорогу. Фото Дмитрия Лемешева
В этот день был размеренный обед и легкая прогулка по прекрасной тропе вдоль р. Даут. На следующий день мы были в Карачаевске.